Агентства по инвестициям и национальных проектов

Содержание

Агентства по инвестициям и национальных проектов

Все об инвестиционной активности в регионах РФ. Еженедельная сводка о публичных инвестиционных проектах в реальный сектор экономики РФ. Канал НААИР для тех, кто отвечает за развитие в стране, регионах, муниципалитетах; для СМИ и бизнеса/office@naair.ru

About
Blog
Apps
Platform

Инвестпроекты в РФ
1.92K subscribers

Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития совместно с Инвестиционно-аналитическим агентством «Профессиональные комплексные решения» запускает аналитический проект по изучению перспективных инвестиционных ниш в России. В первом выпуске перспективы рынка метанола.

1.6K views edited 09:36

Новости об инвестиционных проектах за 27.02.2023-05.03.2023:

Запуск инвестиционных проектов:

Новости об инвестиционных проектах за 06.03.2023-12.03.2023:

Запуск инвестиционных проектов:

Новости об инвестиционных проектах за 13.03.2023-19.03.2023:

Запуск инвестиционных проектов:

Newsletter 26 электронная версия (1).pdf

⚡️Новый выпуск NewsLetter НААИР
— ТОП-5 инвестиционных проектов февраля;
— Аналитика: перспективы рынка метанола в России;
— Новые сервисы для членов НААИР.

❗️Второй выпуск анализа перспективных инвестиционных ниш в России посвящен рынку деревообрабатывающей промышленности.
Исследование проводится на базе Цифровой платформы «Инвестиционные проекты» Инвестиционно-аналитическим агентством «ПКР» совместно с НААИР.

2.2K views edited 05:38

Новости об инвестиционных проектах за 20.03.2023-26.03.2023:

Запуск инвестиционных проектов:

Подмосковный инвестор вложит 5 миллиардов в производство фасадных плит
Новости компаний на «Ведомостях»

Новости об инвестиционных проектах за 27.03.2023-02.04.2023:

Запуск инвестиционных проектов:

❗️Третий выпуск анализа перспективных инвестиционных ниш в России посвящен рынку спецодежды.
Исследование проводится на базе Цифровой платформы «Инвестиционные проекты» Инвестиционно-аналитическим агентством «ПКР» совместно с НААИР.

2.0K views edited 05:30

Новости об инвестиционных проектах за 03.04.2023-09.04.2023:

10. Калужская область. «Молоко групп» строительство завода по производству сыра

Запуск инвестиционных проектов:

Newsletter 27 электронная версия.pdf

⚡️Новый выпуск NewsLetter НААИР с анонсом ключевых деловых мероприятий в мае 2023 года:
— Стажировка и индустриальный тур в Республику Казахстан (Kazakh Invest)
— XIV Международный экономический форум «Россия — Исламский мир: KazanForum» 2023
— Российско-Китайский Экономический форум в г. Благовещенск (Амурская область)

Новости об инвестиционных проектах за 10.04.2023-16.04.2023:

9. Забайкальский край. ИП «СтройПром». Строительство завода по производству лего-кирпичей

Запуск инвестиционных проектов:

Новости об инвестиционных проектах за 17.04.2023-23.04.2023:

2.0K views edited 05:30

❗️Очередной выпуск анализа перспективных инвестиционных ниш в России посвящен рынку деревянной тары.
Исследование проводится на базе Цифровой платформы «Инвестиционные проекты» Инвестиционно-аналитическим агентством «ПКР» совместно с НААИР.

Новости об инвестиционных проектах за 24.04.2023-30.04.2023:

Запуск инвестиционных проектов:

发展公司 شركات التطوير Development Corporations Корпорации развития 2023

Алтай Республика. Агентство сопровождения инвестиционных проектов в муниципальных образованиях в Республике Алтай

Адрес: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, ул. Чорос-Гуркина, д. 38, 2 этаж, левое крыло,каб.10-15. Телефон: +73882222904, +73882222908 E-mail: agency@invest04.ru Директор: Ротарь Федор Николаевич Рабочий телефон: +73882222900, Мобильный телефон: 89635113666

Амурская область. Министерство экономического развития Амурской области

Адрес: 675023, г. Благовещенск, ул. им. Ленина, 135 Телефон: +7 (4162)232-100, факс +7 (4162) 232-105 E-mail: department@kvest.amurobl.ru Сайт: www.mer.amurobl.ru Министр экономического развития области Орлов Василий Александрович

Архангельская область. Корпорация развития Архангельской области

Адрес: 163000, Архангельск, ул. Свободы, д.23 Единый телефон: 8 (8182) 20-06-27 Прием инициатив: 8 (8182) 43-08-98 Факс: 8 (8182) 20-06-27 Электронная почта: info@krao29.ru Сайт: www.krao29.ru Генеральный директор: Ковалев Алексей Александрович

Государственное автономное учреждение Архангельской области «Фонд имущества и инвестиций»

Адрес: 163000, г. Архангельск, пл. В. И. Ленина, дом 4, офис 1110 Телефоны: (8182) 63-58-99, 63-58-00 Email: office@fondarh.ru Сайт: www.fondarh.ru Режим работы: будни с 09:00 до 18:00, обед с 13:00 до 14:00 Генеральный директор: Заборский Максим Николаевич

Астраханская область. Агентство инвестиционного развития Астраханской области

Адрес: Россия, г. Астрахань, ул. Советская, д. 14 Телефон: +7 (851) 251-13-43 Электронная почта: astinvest@mail.ru Сайт: www.air.astrobl.ru Руководитель: Поваляев Владимир Владимирович

Башкортостан Республика. ОАО «Корпорация развития Республики Башкортостан»

Адрес: 450057, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Пушкина, д. 110 Контактный телефон (приемная): +7 (347) 280 82 32 Факс: +7 (347) 280 82 49 Е-mail: infokrrb@bashkortostan.ru Сайт: www.kr02.ru, www.kr-rb.ru Генеральный директор: Киреев Артем Алексеевич

发展公司 Белгородская область Корпорация Развитие

Адрес: Россия, 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85, корп. 17 Телефон: +7 (4722) 35-60-80, +7 (4722) 32-92-13 Электронная почта: info@belgorodinvest.com Сайт: www.belgorodinvest.com

Брянская область. Государственное бюджетное учреждение «Агентство по сопровождению инвестиционных проектов»

Адрес: Россия, 241050, г. Брянск, ул. Октябрьская, д. 34 Телефон: +7 (4832) 74-07-26, +7 (4832) 74-58-55 Электронная почта: agencyinvest@gmail.com Сайт: www.invest32.ru Директор – Бутавко Юлия Александровна

Телефон: +7 (4832) 74-58-55

Начальник отдела по работе с инвесторами – Солуянов Дмитрий Геннадьевич

Телефон: +7 (4832) 74-07-26

ОАО «Корпорация развития Брянской области»

Адрес: Россия, 241050, бульвар Гагарина дом 23, офис 401 Телефон: +7 (483) 272-90-06 Электронная почта: bryanskrazvitie@gmail.com Сайт: www.bryanskrazvitie.ru

Бурятия Республика. Фонд развития города Улан-Удэ

Адрес: Россия, г. Улан-Удэ, ул. Цивилёва, 33 Телефон приемной: (301-2) 44-28-54 Электронная почта: fond.ulan-ude@bk.ru Сайт: www.fond.ulan-ude-eg.ru График работы, часы приема: Часы работы: понедельник-пятница с 9.00- до 18.00, Перерыв на обед: с 12.00 до 13.00, Суббота и воскресенье – выходные дни

ОАО «Корпорация развития Республики Бурятия»
Фонд регионального развития Республики Бурятия

Адрес: Республика Бурятия, Улан-Удэ, ул.. Бабушкина, 14а Телефон: +7 (3012) 455-046 Электронная почта: fonderg@gmail.ru Сайт: http://invest-buryatia.ru/

Фонд поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия

Адрес: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Свердлова, 12, 1 этаж, оф. 1-3 Тел./факс: +7 (3012) 21-15-98, 21-37-05, 21-37-42 e-mail: buryatia@fondpodderjki.ru Сайт: http://www.fondpodderjki.ru/

发展公司 Владимирская область. ОАО «Корпорация развития Владимирской области»

Адрес: 600017, г. Владимир ул. Мира 15 В Юридический адрес: 600000, Владимирская область, г. Владимир, Октябрьский проспект, 21 Email: info@vladinvestcorp.ru Контактный телефон : 8 (4922) 37-95-01

Волгоградская область. НП «Агентство инвестиционного развития Волгоградской области»

Адрес: Россия, 404130, Волгоградcкая область г. Волжский, пр. им. Ленина, 20, офис 16 Тел. факс.: +7 (8443) 41-41-40 web page: www.airvo.ru e-mail: airvo@yandex.ru

发展公司 Корпорация развития Волгоградской области

Адрес: Россия, 400005, г. Волгоград, пр. им. В. И. Ленина, 56а, Деловой центр «Premier Building», этаж 11 Телефоны: +7 (8442) 261–555 Электронная почта: info@krvo.ru Сайт: www.investvolgograd.ru

发展公司 Вологодская область Инвестиционное агентство «Череповец»

Адрес: Вологодская обл., г. Череповец, пр. Строителей 6, оф. 210. (вход со двора) Телефон: +7 (8202) 57-02-55 Факс: +7 (8202) 57-02-63 E-mail: invest@ia-cher.ru Сайт: www.ia-cher.ru

ОАО «Корпорация развития Вологодской области»

НП «Агентство Городского Развития»

发展公司 Корпорация развития Воронежской области

Департамент экономического развития Воронежской области
Адрес: Россия, 160025, г.Вологда, ул. Маршала Конева, д.15 Телефон: +7 (8172) 74-21-04 – приемная Факс:+7 (8172) 73- 21-03 Электронная почта: secretary@invest35.ru Сайт: www.invest35.ru

Генеральный директор Яковлева Оксана Викторовна

ОАО «Воронежская индустриальная корпорация»

Адрес: Россия, 394006, город Воронеж, улица Платонова, дом 4 Телефон: +7 (473) 239-63-31 Электронная почта: vinkorp@mail.ru Сайт: www.vinkorp.ru

Областное государственное бюджетное учреждение «Агентство по инвестициям и стратегическим проектам»Адрес: Россия, 394036, г. Воронеж, ул. Свободы, 14 Телефон: +7 (473) 255-45-12 Электронная почта: api@govvrn.ru Сайт: www.invest-in-voronezh.ru
15 Дагестан Республика
ОАО «Корпорация развития Дагестана»
«Агентство по предпринимательству и инвестициям Республики Дагестан»
16 Еврейская автономная область
Управление экономики правительства Еврейской автономной области

17 Забайкальский край ОАО «Фонд инвестиционного развития Забайкальского края»

АО «Корпорация развития Забайкальского края»
18 Ивановская область
ГУП «Инвестиционное агентство Ивановской области»
19 Ингушетия Республика
АНО «Агентство инвестиционного развития Республики Ингушетия»
20 Иркутская область
ОАО «Корпорация развития Иркутской области»
21 Кабардино-Балкарская Республика ОАО «Агентство инвестиций и развития Кабардино-Балкарской Республики»
22 Калининградская область
ОАО «Корпорация развития Калининградской области»
23 Калмыкия Республика
Автономное Учреждение Республики Калмыкия «Центр развития предпринимательства»
24 Калужская область
ОАО «Корпорация развития Калужской области»

АУ КО «Агентство регионального развития Калужской области»

ОАО «Агентство инновационного развития – центр кластерного развития Калужской области»

ГАУ КО «Агентство развития агропромышленного комплекса Калужской области»
25 Камчатский край ОАО «Корпорация развития Камчатского края»

发展公司 Карелия Республика

ОАО «Корпорация развития Республики Карелия»
28 Кемеровская область ГКУ КО «Агентство по привлечению и защите инвестиций»
29 Кировская область
ОАО «Корпорации развития Кировской области»
30 Коми Республика
Министерство экономического развития Республики Коми
ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов в Республике Коми»
31 Костромская область
Управление инвестиционной и промышленной политики администрации Костромской области
32 Краснодарский край
Администрация муниципального образования Новокубанский район

НП «Ассоциация содействия инвестированию и развитию инноваций» (НП «АСИРИ»)

НАО «Корпорация развития Краснодарского края»

Министерство стратегического развития, инвестиций и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края

Инвестиционный портал Краснодарского края
33 Красноярский край
ОАО «Корпорация развития Красноярского края»
34 Крым Республика
ОАО «Корпорация развития Республики Крым»

ГАУ Республики Крым «Центр инвестиций и регионального развития»

发展公司 Корпорация развития Севастополя

ГКУ «Севастопольский центр инвестиций и развития»

35 Курганская область ОАО «Корпорация развития Зауралья»

36 Курская область
ОАО «Агентство по привлечению инвестиций Курской области»

ОАО «Корпорация развития Курской области»

«Фонд развития Курской области»

37 Ленинградская область ГКУ «Агентство экономического развития Ленинградской области»

38 Липецкая область
ОАО «Агентство по привлечению инвестиций Липецкой области»

ОАО «Корпорация Развития Липецкой области»
39 Магаданская область

Министерство экономического развития, инвестиционной политики и инноваций Магаданской области

40 Марий Эл Республика АНО «Агентство инвестиционного развития Республики Марий Эл»

41 Москва
ГБУ города Москвы «Городское агентство управления инвестициями»
ГБУ «Малый бизнес Москвы»
КП «Корпорация развития Зеленограда»
ГБУ «Агентство инноваций Москвы»

42 Московская область
ОАО «Корпорация развития Московской области»

43 Мордовия Республика ООО «Корпорация развития Республики Мордовия»

44 Мурманская область ОАО «Корпорация развития Мурманской области»

45 Ненецкий автономный округ Управление экономического развития Ненецкого автономного округа

46 Нижегородская область
ОАО «Агентство содействия инвестициям и торговле» Нижегородской области
АО «Корпорация развития Нижегородской области»
Министерство инвестиционной политики Нижегородской области

47 Новгородская область
ГОАУ «Агентство развития Новгородской области»

48 Новосибирская область
ОАО «Агентство инвестиционного развития Новосибирской области»

49 Оренбургская область
ОАО «Корпорация развития Оренбургской области»
«Фонд развития Оренбургской области»

50 Орловская область
ОАО «Корпорация развития Орловской области»

51 Омская область ОАО «Корпорация развития Омской области»
АО «Агентство развития и инвестиций Омской области»

52 Пензенская область
ОАО «Корпорация развития Пензенской области»

53 Пермский край
ОАО «Корпорация развития Пермского края»
«Агентство инвестиционного развития Пермского края»

54 Приморский край
ООО «ВЭД ИНВЕСТИЦИИ»
АНО «Агентство по привлечению инвестиций в Приморский край»
ОАО «Корпорация развития Дальнего Востока»

55 Псковская область
Государственный комитет Псковской области по инвестициям и пространственному развитию

ГАУ «Агентство инвестиционного развития Псковской области»

56 Ростовская область
НП «Агентство инвестиционного развития Ростовской области»
АО «Региональная корпорация развития»

57 Рязанская область
ОАО «Корпорация развития Рязанской области»

58 Самарская область
ОАО «Корпорация развития Самарской области»

59 Санкт-Петербург (город)
Автономная некоммерческая организация «Северо-Западное агентство развития и привлечения инвестиций»
ГБУ «Агентство стратегических инвестиций»

60 Саратовская область Министерство экономического развития и инвестиционной политики

Рейтинг индустриальных парков России

61 Саха (Якутия) Республика ГБУ «Агентство инвестиционного развития Республики Саха (Якутия)»
АО «Корпорация развития Южной Якутии»
АО «Корпорации развития Республики Саха (Якутия)»

62 Сахалинская область
ОБУ «Сахалинское агентство проектов развития»
АО «Корпорация развития Сахалинской области»

63 Свердловская область ОАО «Корпорация развития Среднего Урала»
Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства

64 Северная Осетия – Алания Республика
ОАО «Агентство инвестиционного развития РСО-Алания»

65 Смоленская область ООО «Корпорация инвестиционного развития Смоленской области»

66 Ставропольский край
ОАО «Корпорация развития Северного Кавказа»
ГУП «Управляющая компания инвестиционного и инновационного развития Ставропольского края»
ГУП «Корпорация развития Ставропольского края»
ГУП СК «Гарантийный фонд поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае»
НКО «Фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае»
Министерство экономического развития Ставропольского края
НКО «Фонд содействия развитию венчурных инвестиций в субъекты малого и среднего предпринимательства в научно-технической сфере Ставропольского края»

Региональные корпорации развития на карте России

Рисунок 1. Региональные корпорации развития на карте России

发展公司 Ассоциации и объединения РКР

Как только стали образовываться корпорации развития, появилась потребность в их объединении. Не будем рассуждать о преимуществах и недостатках различного рода ассоциаций, отметим только, что их главная функция – продвижение совместных интересов членов объединения. На сегодняшний день в России существует несколько Ассоциаций, в которых представлено членство РКР (таблица 2). Попробуем разобраться, что они собой представляют.

Одной из первых организаций, сделавших попытку объединить РКР, стала «Национальная ассоциация агентств инвестиций и развития» (далее – Ассоциация), образованная в 2006 году Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП) и Некоммерческим партнерством «Национальное агентство прямых инвестиций». Насколько им это удалось – судить трудно, поскольку несмотря на наличие страницы Ассоциации на портале РСПП, получить информацию о её деятельности достаточно проблематично. В представленной на портале презентации об Ассоциации по состоянию на 2015 год сказано, что наличие заявленных членов составляет 24. В более ранней презентации (2013 года) перечислен перечень 24 потенциальных членов ассоциации, предварительно подтвердивших намерения о сотрудничестве, в число которых входят корпорации развития Камчатского края, Среднего Урала, Рязанской, Вологодской, Калининградской, Липецкой, Тамбовской областей и др. Кроме того, в Протоколе общего собрания членов Ассоциации от 23.07.2013 указаны двое из трех членов Некоммерческой организации «Национальная Ассоциация агентств инвестиций и развития»: РСПП и Общероссийская общественная организация «Российский союз промышленников и предпринимателей». Таким образом, остается только догадываться о составе и количестве членов Ассоциации, впрочем, как и об эффективности ее деятельности, информация о которой также отсутствует на сайте. Собственный сайт у Ассоциации отсутствует.

Более продуктивен, на наш взгляд, опыт работы Ассоциации индустриальных парков (АИП), созданной в 2010 году с целью объединения усилий индустриальных парков по повышению инвестиционной привлекательности и качества управления индустриальными площадками России. Помимо непосредственно индустриальных парков в Ассоциацию входят и РКР (на текущий момент 11 корпораций). Итогом 5-летней работы стало создание Национального стандарта ГОСТ Р 56301-2014 «Индустриальные парки. Требования», в котором официально были определены требования к индустриальным паркам и их функционированию, а также запуск Системы добровольной сертификации на соответствие индустриальных парков разработанному стандарту; разработка и реализация механизма возмещения затрат, понесенных субъектами РФ на создание индустриальных парков; проведение аналитических исследований, направленных на изучение лучших отечественных и зарубежных практик работы индустриальных парков, а также оказание консультационной помощи членам Ассоциации по вопросам создания индустриальных парков и локализации производства. Согласно данным, представленным на официальном сайте Ассоциации, в 2015 году члены АИП получили 1,2 млрд рублей государственных субсидий и 6,5 млрд рублей кредитных средств по программе Сбербанка России; на территории индустриальных парков – членов Ассоциации было размещено 520 промышленных производств с общей суммой инвестиций 124 млрд рублей.

В последующие годы на различных площадках активно обсуждалось создание Ассоциации институтов развития. Например, инициатива ее создания, высказанная на XII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2013», была поддержана РСПП и автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов». Было решено создать подобную Ассоциацию на основе «Национальной ассоциации агентств инвестиций и развития», о которой мы говорили ранее. Предполагалась, что деятельность Ассоциации должна быть направлена на выявление и распространение лучших практик работы институтов развития, разработку соответствующих стандартов, оказание содействия развитию механизмов государственно-частного партнерства в сфере привлечения инвестиций. В конце 2013 года на встрече руководителей региональных институтов развития было принято решение об образовании организационного комитета по созданию Ассоциации. Однако ее дальнейшая судьба остается достаточно неопределенной. В Интернет-пространстве мелькает информация о создании Ассоциации институтов развития (www.dif2013.ru), о первом общем собрании Ассоциации (рспп.рф/photo/set/385), но ни сведений о ней в Едином государственном реестре юридических лиц, ни собственного сайта, ни информации о ее дальнейшей деятельности автору обнаружить не удалось. Согласитесь, для организации, стремящейся объединить воедино региональные институты развития, расположенные в разных уголках нашей необъятной России, подобная ситуация выглядит достаточно «информационно закрытой».

Очередная попытка объединить инвестиционные площадки страны с целью привлечения российских и иностранных инвестиций в российскую экономику и координации взаимодействия власти и бизнеса была предпринята в 2014 году автономной некоммерческой организацией «Национальное инвестиционное агентство» совместно с некоммерческим партнерством изучения и содействия решению проблем современной экономики «Национальный совет по развитию инвестиционного климата». На сегодняшний день Ассоциация объединяет 25 региональных инвестиционных агентств, из которых 8 – это РКР. Что сделано за прошедшее время? Судя по информации, представленной на сайте организации, деятельность Ассоциация направлена на реализацию представительских и организационных функций: участие в различных международных форумах и конференциях, а также организация и проведение межрегиональных мероприятий внутри России. Однако судить о количестве заключенных при содействии Ассоциации контрактов или о сумме привлеченных инвестиций, что, на наш взгляд, является одним из самых важных показателей эффективности деятельности подобного рода организаций, по имеющейся информации не представляется возможным. Справедливости ради отметим, что сама Ассоциация позиционирует себя как площадку «для взаимодействия и обмена опытом между региональными агентствами Российской Федерации, координации деятельности по привлечению инвестиций между федеральным центром и регионами, а также интеграции региональных агентств в международное инвестиционное сообщество». Очевидно, что с заявленными целями Ассоциация справляется, но все-таки конечная цель любой подобного рода деятельности, на наш взгляд, заключается в привлечении инвестиций в экономику региона (страны). Именно с этих позиций хотелось бы иметь дополнительную информацию о результатах работы Ассоциации.

Говоря о координаторах деятельности корпораций развития, нельзя не упомянуть про Агентство стратегических инициатив (АСИ), которое разработало Региональный инвестиционный стандарт, включающий в себя лучшие инвестиционные практики, используемые наиболее успешными регионами. С 2013 года проводится его масштабное внедрение во всех регионах страны. Большинство региональных корпораций развития также осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями, определенными стандартом, направленным на создание благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах.

Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить, что несмотря на то, что работа по консолидации усилий региональных инвестиционных агентств проводится уже не один год, говорить о значимых результатах еще пока преждевременно. Следовательно, успехи отдельных РКР являются, скорее, результатом исключительно их собственной работы, успешно скоординированной с деятельностью региональных властей, бизнеса и иных инвестиционных площадок.Таблица 2. Ассоциации, в которых членами выступают региональные корпорации развития

Название ассоциации Инициаторы создания
Национальная ассоциация агентств инвестиций и развития (2006) rspp.ru/simplepage/276 Российский союз промышленников и предпринимателей и Некоммерческое партнерство «Национальное агентство прямых инвестиций»
Ассоциация индустриальных парков (2010) www.indparks.ru Общероссийская общественная организация «Деловая Россия»,Корпорация развития Калужской области, проектировочная компания АДМ, корпорация «Нордтекс» и компания «Комстрин»
Ассоциация региональных инвестиционных агентств (2014) http://regions-russia.ru Некоммерческое партнерство изучения и содействия решению проблем современной экономики «Национальный совет по развитию инвестиционного климата»Автономная некоммерческая организация «Национальное инвестиционное агентство»

发展公司 Региональный аспект деятельности РКР

Как было отмечено ранее, на сегодняшний день создано 3 межрегиональные и 43 региональные корпорации развития. Это говорит о том, что несмотря на популярность подобного рода организаций, распространены они далеко не во всех регионах Российской Федерации. Проанализируем региональное рассредоточение корпораций развития (рисунок 2).

Количество регионов в федеральных округах РФ, где созданы корпорации развития

Рисунок 2. Количество регионов в федеральных округах РФ, где созданы корпорации развития

Округом-лидером по количеству регионов, в которых функционируют региональные корпорации развития, является Приволжский ФО. В нем корпорации созданы в 10 регионах из 14. Меньше всего корпораций – в Дальневосточном ФО, где только 2 региона из 9 подключились к «модному направлению». Ни в коем случае это не означает, что в тех регионах, где отсутствуют корпорации развития, не проводится никакой инвестиционной политики. На их территории могут функционировать различные инвестиционные агентства как в составе правительственных структур, так и в качестве самостоятельных организаций. Это говорит лишь о том, что в данном вопросе на территории нашей страны пока отсутствует некое единообразие, и каждый регион самостоятельно определяет свою инвестиционную стратегию. Насколько результативна такая стратегия постараемся оценить в последующих работах.

В завершении хотелось бы отметить, что несмотря на наличие некоторого «временного стажа» функционирования РКР и проведение организационно-методической работы по стандартизации их деятельности, все-таки говорить о четко отлаженном едином механизме реализации региональной инвестиционной политики пока, наверное, рано. Несомненно, не следует забывать о ведущей роли регионов в этом вопросе, поскольку кому как ни им знать особенности и конкурентные преимущества своих территорий. Однако было бы неплохо, если бы некоторые организационные моменты, такие как определение ответственных исполнителей, требования к информативности и открытости деятельности институтов развития (например, далеко не все корпорации осуществляют обязательное раскрытие информации, предусмотренное целым рядом законодательных актов РФ), некая стандартизация их деятельности, были более формализованы и обязательны к исполнению. Это было бы полезно как для федеральных институтов, так и для самих регионов и их потенциальных инвесторов.

Статья написана в рамках специализированного исследовательского проекта интернет-издания “Капитал страны”.

Национальный инвестиционный
рейтинг

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата оценивает усилия региональных властей по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявляет лучшие практики, а его результаты стимулируют конкуренцию в борьбе за инвестиции на региональном уровне.

Увеличено количество параметров, учитываемых при составлении рейтинга
Внедрена группировка регионов со сходными показателями
Стабильный состав
ТОП-20 лидеров рейтинга
Стабильный состав
ТОП-10 лидеров рейтинга
78 регионов
продемонстрировали рост
в рейтинге
все регионы РФ
В 51 регионе вырос общий рост
интегрального показателя
по сравнению с прошлым годом
81 субъект РФ
Исследование охватило
81 регион России; приняли участие более 400 тыс. респондентов
76 субъектов РФ
Первый полномасштабный
рейтинг
21 субъект РФ
Пилотная апробация
Национального рейтинга

В 2022 году презентация результатов Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ традиционно прошла на площадке Петербургского международного экономического форума.

Результаты

Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Место Регион
1 Москва
2 Республика Татарстан
3 Московская область
4 Тульская область
5 Республика Башкортостан
5 Нижегородская область
5 Тюменская область
5 Новгородская область
5 Сахалинская область
6 Санкт-Петербург
6 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
7 Калужская область
7 Белгородская область
7 Республика Крым
8 Краснодарский край
9 Челябинская область
9 Самарская область
9 Ленинградская область
9 Липецкая область
9 Ивановская область
Место Регион
10 Ярославская область
10 Тамбовская область
11 Смоленская область
11 Калининградская область
11 Воронежская область
12 Кемеровская область
12 Ульяновская область
13 Астраханская область
13 Республика Саха (Якутия)
13 Новосибирская область
13 Республика Бурятия
13 Камчатский край
13 Чеченская Республика
13 Республика Адыгея
14 Магаданская область
14 Республика Карелия
14 Севастополь
14 Республика Северная Осетия — Алания
15 Приморский край
15 Амурская область
15 Пермский край
15 Пензенская область
15 Курганская область
15 Республика Мордовия

Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Место Регион
1 Москва
2 Республика Татарстан
3 Тюменская область
4 Тульская область
5 Республика Башкортостан
6 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
6 Нижегородская область
7 Московская область
7 Новгородская область
7 Краснодарский край
8 Самарская область
8 Сахалинская область
8 Ярославская область
8 Санкт-Петербург
Место Регион
8 Калужская область
9 Челябинская область
10 Тамбовская область
10 Ленинградская область
10 Белгородская область
10 Республика Саха (Якутия)
11 Республика Крым
11 Калининградская область
11 Липецкая область
11 Республика Адыгея
12 Смоленская область
12 Камчатский край
12 Магаданская область
12 Ростовская область
12 Кемеровская область
12 Астраханская область
12 Ульяновская область
12 Республика Карелия
12 Республика Калмыкия
Динамика Регион Место в 2020 в 2019
0 Москва 1 1
0 Республика Татарстан 2 2
+3 Тульская область 3 6
+1 Санкт-Петербург 4 5
+2 Московская область 5 7
+7 Краснодарский край 6 13
+1 Белгородская область 7 8
-4 Калужская область 8 4
+7 Республика Башкортостан 9 16
+8 Ярославская область 10 18
+3 Новгородская область 11 14
-9 Тюменская область 12 3
-4 Ленинградская область 13 9
+3 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 14 17
0 Воронежская область 15 15
Динамика Регион Место в 2020 в 2019
+4 Смоленская область 16 20
-7 Ульяновская область 17 10
0 Нижегородская область 18
0 Новосибирская область 19 19
0 Республика Саха (Якутия) 20
-9 Тамбовская область 21 12
0 Самарская область 22
0 Калининградская область 23
0 Липецкая область 24
0 Челябинская область 25
0 Амурская область 26
0 Камчатский край 27
0 Ивановская область 28
0 Удмуртская Республика 29
0 Сахалинская область 30
Динамика Регион Место в 2019 в 2018
+1 Москва 1 2
+1 Республика Татарстан 2 3
-2 Тюменская область 3 1
+9 Калужская область 4 13
-1 Санкт-Петербург 5 4
-1 Тульская область 6 5
+2 Московская область 7 9
+3 Белгородская область 8 11
+3 Ленинградская область 9 12
0 Ульяновская область 10 10
Динамика Регион Место в 2019 в 2018
-3 Чувашская Республика 11 8
+4 Тамбовская область 12 16
-7 Краснодарский край 13 6
0 Новгородская область 14
-8 Воронежская область 15 7
0 Республика Башкортостан 16
-3 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 17 14
-1 Ярославская область 18 17
0 Новосибирская область 19 19
0 Смоленская область 20
Динамика Регион Место в 2018 в 2017
+5 Тюменская область 1 6
+1 Москва 2 3
-2 Республика Татарстан 3 1
+13 Санкт-Петербург 4 17
-1 Тульская область 5 4
+1 Краснодарский край 6 7
+1 Воронежская область 7 8
-6 Чувашская Республика 8 2
0 Московская область 9 9
0 Ульяновская область 10 10
Динамика Регион Место в 2018 в 2017
0 Белгородская область 11
+8 Ленинградская область 12 20
-8 Калужская область 13 5
0 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 14
0 Калининградская область 15
-5 Тамбовская область 16 11
0 Ярославская область 17
0 Хабаровский край 18
0 Новосибирская область 19
0 Свердловская область 20
Динамика Регион Место в 2017 в 2016
0 Республика Татарстан 1 1
+4 Чувашская Республика 2 6
+7 Москва 3 10
0 Тульская область 4 4
-2 Калужская область 5 3
-1 Тюменская область 6 5
0 Краснодарский край 7 7
0 Воронежская область 8
0 Московская область 9
+1 Ульяновская область 10 11
Динамика Регион Место в 2017 в 2016
+8 Тамбовская область 11 19
0 Костромская область 12
+7 Республика Башкортостан 13 20
+2 Липецкая область 14 16
-7 Владимирская область 15 8
0 Ростовская область 16
0 Санкт-Петербург 17
-1 Республика Мордовия 18 17
0 Ивановская область 19
0 Ленинградская область 20
Динамика Регион Место в 2016 в 2015
0 Республика Татарстан 1 1
+1 Белгородская область 2 3
-1 Калужская область 3 2
+6 Тульская область 4 10
+10 Тюменская область 5 15
+3 Чувашская Республика 6 9
0 Краснодарский край 7 7
+10 Владимирская область 8 18
+3 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 9 12
+3 Москва 10 13
Динамика Регион Место в 2016 в 2015
-6 Ульяновская область 11 5
+11 Томская область 12 23
+14 Орловская область 13 27
+3 Чеченская Республика 14 17
+10 Кировская область 15 25
+18 Липецкая область 16 34
+7 Республика Мордовия 17 24
-2 Ямало-Ненецкий автономный округ 18 16
-15 Тамбовская область 19 4
+20 Республика Башкортостан 20 40
Динамика Регион Место в 2015 в 2014
+3 Республика Татарстан 1 4
-1 Калужская область 2 1
0 Белгородская область 3
0 Тамбовская область 4
-3 Ульяновская область 5 2
-1 Костромская область 6 5
0 Краснодарский край 7 7
+3 Ростовская область 8 11
0 Чувашская Республика 9
-4 Тульская область 10 6
0 Пензенская область 11
0 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 12
+4 Москва 13 17
0 Воронежская область 14
0 Тюменская область 15
0 Ямало-Ненецкий автономный округ 16
0 Чеченская Республика 17
-8 Владимирская область 18 10
0 Курская область 19
-7 Ленинградская область 20 13
0 Кемеровская область 21
0 Московская область 22
-15 Томская область 23 8
0 Республика Мордовия 24
0 Кировская область 25
-6 Санкт-Петербург 26 20
0 Орловская область 27
-16 Челябинская область 28 12
0 Республика Марий Эл 29
0 Ярославская область 30
0 Вологодская область 31
0 Камчатский край 32
0 Мурманская область 33
0 Липецкая область 34
0 Брянская область 35
0 Ивановская область 36
0 Астраханская область 37
-29 Алтайский край 38 9
Динамика Регион Место в 2015 в 2014
0 Республика Карачаево-Черкесия 39
0 Республика Башкортостан 40
-27 Республика Саха (Якутия) 41 14
0 Республика Коми 42
0 Удмуртская Республика 43
0 Республика Карелия 44
-30 Самарская область 45 15
0 Нижегородская область 46
-29 Свердловская область 47 18
-27 Приморский край 48 21
0 Республика Хакасия 49
0 Саратовская область 50
0 Республика Бурятия 51
-33 Ставропольский край 52 19
0 Оренбургская область 53
0 Сахалинская область 54
0 Архангельская область 55
0 Пермский край 56
0 Новосибирская область 57
0 Республика Адыгея 58
0 Псковская область 59
0 Смоленская область 60
-58 Красноярский край 61 3
0 Омская область 62
0 Волгоградская область 63
-48 Хабаровский край 64 16
0 Новгородская область 65
0 Магаданская область 66
0 Курганская область 67
0 Калининградская область 68
0 Тверская область 69
0 Рязанская область 70
0 Республика Северная Осетия — Алания 71
0 Республика Алтай 72
0 Амурская область 73
0 Забайкальский край 74
0 Иркутская область 75
0 Республика Тыва 76
Регион Место в 2014
Калужская область 1
Ульяновская область 2
Красноярский край 3
Республика Татарстан 4
Костромская область 5
Тульская область 6
Краснодарский край 7
Томская область 8
Алтайский край 9
Владимирская область 10
Ростовская область 11
Регион Место в 2014
Челябинская область 12
Ленинградская область 13
Республика Саха (Якутия) 14
Самарская область 15
Хабаровский край 16
Москва 17
Свердловская область 18
Ставропольский край 19
Санкт-Петербург 20
Приморский край 21

Методология включает три элемента

  1. Система показателей
  2. Принципы сбора и обработки данных
  3. Методика расчета результатов

Структура рейтинга

Система показателей Национального рейтинга разработана с учетом лучшего отечественного и мирового опыта, направленного на оценку состояния инвестиционного климата, а также с учетом опыта пилотной апробации рейтинга в 2014 году.

показателей по 4 направлениям

Национальный рейтинг рассчитывается по 70 показателям в 4 направлениях:

I. Регуляторная среда

Качество предоставления государственных услуг — показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами (например, выдача разрешений на строительство, регистрация прав собственности на недвижимость, подключение к электросетям).

II. Институты для бизнеса

Эффективность институтов для бизнеса — наличие и качество инструментов защиты и улучшения инвестиционной среды. Показатели работы и динамики развития институтов и механизмов для бизнеса (например, наличие и качество законодательства, защищающего права инвесторов, механизмы поддержки инвестиционной деятельности, оценка уровня коррупции и развития механизмов ГЧП).

III. Инфраструктура и ресурсы

Наличие и качество инфраструктуры — показатели работы и уровня развития инфраструктуры, а также доступности ресурсов для ведения бизнеса и инвестиционной деятельности (например, оценка мер государственной поддержки и наличие финансирования, наличие физической инфраструктуры и ресурсов — таких, как автомобильные дороги, телекоммуникационная инфраструктура, наличие объектов инвестиционной инфраструктуры (технопарков, промышленных парков и инкубаторов), наличие, квалификация и достаточность необходимых трудовых ресурсов).

IV. Поддержка малого и среднего предпринимательства

Уровень развития малого и среднего предпринимательства (например, количество субъектов МСП в расчете на 1 тысячу человек населения региона) и эффективность различных видов поддержки предпринимательства (например, оценка процедур получения государственного и муниципального заказа для субъектов малого и среднего предпринимательства, оценка необходимой для ведения бизнеса недвижимости, оценка доступности кредитных ресурсов и т.д.).

Внерейтинговое направление

Вне рамок Национального рейтинга проводится сбор данных по 28 дополнительным показателям в целях анализа их применимости для включения в методологию в будущих периодов, а также для выявления лучших практик в регионах по показателям, не включенным в Рейтинг.

Сбор и первичная обработка данных

Получение информации по показателям осуществляется путем проведения опросов предпринимателей и экспертов, а также с использованием статистических данных.

Выделяются три различных подхода к формированию выборок для опросов:

Показатели, оцениваемые путем экспертной оценки

Для каждого региона формируется база из 35-40 экспертов на основании списков кандидатов, представленных деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия») и Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Выборка респондентов для экспертной оценки формируется случайным образом из списка представленных кандидатов. Количество опрошенных респондентов по каждому из регионов – не менее 20.

Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из общей генеральной совокупности

Опрос по показателям, по которым нет специфических требований к респондентам, осуществляется с помощью многоступенчатой стратифицированной (квотной) выборки, представляющей качественную модель бизнеса региона в общем, а также репрезентирующей каждый регион по двум критериям – размер и отрасль предприятия.

Для каждого региона строится общая выборка предприятий на основе данных официальной региональной статистики о количестве действующих предприятий. В основу структуры выборочной совокупности закладываются критерии репрезентативности: размер предприятия, определяемый по ФЗ числом сотрудников и годовым объемом выручки, а также отрасль, согласно коду ОКВЭД. Предприятия-респонденты выбираются по квотам случайным образом из базы данных предприятий «Спарк-Интерфакс». Принцип случайности отбора респондентов обеспечивается механическим путем внутри сформированной совокупности по каждому из регионов.

Объем базовой выборки составляет 300 респондентов на регион (максимальная статистическая погрешность составит 5,5%).

Показатели, оцениваемые путем опроса предпринимателей из специальных генеральных совокупностей

Данная выборка формируется с помощью невероятностного отбора одноступенчатым способом.

Отбор осуществляется «целевым» (направленным) способом. Отбор респондентов осуществляется на основе наличия реального опыта взаимодействия предпринимателей с органами власти по тем или иным вопросам либо получение определенных услуг, столкновение с определенными ситуациями и т.п.

Для каждой группы вопросов формируется базовая совокупность. При этом могут использоваться списки потенциальных респондентов, представленные деловыми объединениями («Опора России», ТПП РФ, РСПП, «Деловая Россия»), АСИ, а также федеральными, региональными и местными органами исполнительной власти, ведомствами, организациями, осуществляющими оцениваемые действия (например, регистрацию предприятий или подключение к электросетям).

Из заданной совокупности случайным образом опрашивается необходимое количество респондентов. При необходимости базовая совокупность может быть рекрутирована несколько раз.

Внутри каждой из базовых совокупностей осуществляется механический (систематический) отбор. Минимально возможное количество опрошенных при целевом отборе для каждого региона настоящего исследования – 25 респондентов (за исключением ситуаций, когда вся генеральная совокупность менее 25).

Методика расчета результатов

Во время проведения Национального рейтинга собираются исходные данные, необходимые для расчета результатов, например: данные по отдельным респондентам по какому-либо показателю по каждому субъекту РФ, статистические данные в натуральных величинах, оценки экспертов.

Уровни представления результатов Национального рейтинга

После формирования массива исходных данных результат Рейтинга рассчитывается и представляется на четырех уровнях:

  1. Уровень показателей — это сведенные и обработанные исходные данные, приведенные для каждого показателя к единой шкале от 0 до 100, где 0 — наихудшее возможное измерение, 100 — наилучшее.
  2. Уровень факторов — это взвешенные средние значения баллов по показателям, входящим в факторы. Например, балл за эффективность процедур по регистрации прав собственности формируется на основании трех показателей: среднее время регистрации прав собственности; среднее количество процедур, необходимых для регистрации прав собственности; удовлетворенность деятельностью по государственной регистрации прав собственности.
  3. Уровень направлений — это взвешенные средние значения факторов (баллов по показателям), входящим в направление. Например, балл за регуляторную среду формируется из восьми факторов: эффективность процедур по выдаче разрешений на строительство, эффективность процедур по регистрации прав собственности, эффективность процедур по подключению электроэнергии, эффективность процедур по подключению к газопроводу, эффективность процедур по подключению к сетям водоснабжения и водоотведения, эффективность процедур по подключению к сетям теплоснабжения, эффективность процедур по вводу объекта в эксплуатацию, эффективность процедур по получению в аренду земельных участков.
  4. Уровень интегрального индекса — это сумма баллов по всем четырем направлениям Рейтинга.

Агрегирование

Переходы от одного уровня представления данных к другому осуществляются путем агрегирования.Все переходы агрегирования можно разделить на два качественно разных этапа.

Этап 1: переход от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем субъектам РФ в единой шкале (переход от уровня исходных данных к уровню показателей).

В собранных исходных данных может быть несколько характерных проблем:

  • В них могут быть выбросы;
  • Некоторые данные могут быть пропущены (быть недостаточного качества для использования).

Таким образом, для перехода от собранных исходных данных к полному набору показателей по всем регионам в единой шкале необходимо пройти следующую последовательность шагов, стандартную для работы с данными в рейтингах:

  1. Обработка выбросов в исходных данных.
  2. Расчет показателей.
  3. Восстановление пропущенных данных.
  4. Изменение шкалы с учетом плотности распределения (для статистических и опросных числовых параметров) и приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием.

Проверка на наличие выбросов осуществляется только для типа данных «опрос-числовые параметры». К таким показателям, например, относится среднее время регистрации юридических лиц или среднее количество процедур, необходимых для получения разрешений на строительство. Выбросами считаются ответы отдельных респондентов, которые отклоняются от медианного ответа больше чем на 2 сигма, что соответствует попаданию в 2% хвост стандартного нормального распределения. Расчет стандартных отклонений от медианы ответов респондентов, а не от среднего, обусловлен тем, что при малом количестве ответов и экстремальных выбросах среднее значение заметно смещается в сторону выбросов. Это приводит к тому, что ответы, которые явно являются выбросами, могут не попадать в 2% хвост распределения.

Попадание в 2% хвост распределения не является жестким требованием для определения выбросов и может меняться в зависимости от характера полученных данных. Например, если при определении выбросов изначальным методом систематически обнаруживаются ответы, которые, явно являются выбросами, но не попадают в 2% хвост распределения, то имеет смысл увеличить зону выбросов, например, до 3% и оценить результат.

После обработки выбросов в опросных числовых данных, ответы респондентов агрегируются для получения единой оценки по показателю. Так, например, среднее время подключения к электросетям рассчитывается по отдельным ответам респондентов. Ответы в натуральных величинах на вопрос о времени подключения к электросетям агрегируются в одну цифру для субъекта РФ – среднее время подключения к электросетям. По показателям удовлетворенности для каждого респондента, считается средняя оценка по различным критериям удовлетворенности. Затем аналогичные оценки, полученные для всех респондентов, усредняются и получается средняя оценка удовлетворенности по региону в целом. Более подробное описание см. в документе «Таблица расчёта показателей».

Восстановление пропущенных данных

Исходные данные по некоторым субъектам РФ /показателям могут быть недостаточно качественными (например, количество респондентов в регионе ниже целевых значений, что серьезно повышает процент погрешности результата, большое количество ошибок в ответах респондентов и экспертов) или могут быть пропущены. Такие случаи необходимо обрабатывать особым образом.

Для расчета Национального рейтинга в случае отсутствия данных, их недостаточного количества или их низкого качества используется восстановление значения. Применяется следующая схема восстановления: если есть рассчитанный парный показатель «среднее время – среднее количество процедур», то значение показателя восстанавливается по среднему значению по группе рассчитанного парного показателя. В случае отсутствия такого показателя к полученным в этом году ответам добавляются ответы, собранные в прошлом году, в случае возможности рассчитать значение оно используется как восстановленное. Во всех остальных случаях отсутствия значений восстановление производится по значению прошлого года.

Восстановленное значение используется исключительно для целей расчета Рейтинга, однако оно не является результатом региона по пропущенному показателю. Восстановленное значение не сообщается региону при раскрытии результатов Рейтинга (т.е. по пропущенному показателю в карточке региона ставится прочерк).

Приведение всех показателей к единой шкале пропорциональным масштабированием

В последнем шаге первого этапа агрегирования все значения показателей приводятся к шкале от 0 до 100 при помощи пропорционального линейного масштабирования. При этом 100 баллов соответствует наилучшему результату, а 0 – наихудшему.

Этап 2: переход между уровнями представления информации (от показателей к факторам, от факторов к направлениям, от направлений к интегральному индексу).

Факторы рассчитываются как средние значения, входящих в него показателей. Направления – как средние значения, входящих в него факторов. Интегральный индекс рассчитывается как сумма индексов по направлениям, и таким образом, ограничен шкалой от 0 до 400.

Источник https://t.me/s/investtorf

Источник https://souzconsalt.com/development-corporation/

Источник https://asi.ru/government_officials/rating/